На фоне сравнительно удовлетворительной обеспеченности витамином С у 50-80% детей сохраняется дефицит витаминов группы В, железа, кальция, селена, йода. Также наблюдается поголовный недостаток каротиноидов. Об этом говорят исследования НИИ питания РАМН. Дефицит витаминов – удел всех групп детского населения, независимо от времени года и места проживания. Полагать, что ваш ребенок в эту статистику не попадает ни по одному параметру, было бы наивно. Поди разберись! Способов борьбы с витаминной недостаточностью у детей несколько, рассказывает Вера Коденцова, ведущий научный сотрудник лаборатории витаминов и минеральных веществ ГУ НИИ питания РАМН. Во-первых, можно принимать поливитаминные комплексы, которые часто регистрируются как БАДы, но в принципе это одно и то же. Во-вторых, можно ввести в рацион обогащенные продукты, что очень удобно для организованных детских учреждений. И, наконец, можно добавлять витаминно-минеральные премиксы в готовые блюда. В настоящее время рынок перенасыщен витаминно-минеральными комплексами (ВМК). По процентному содержанию в них витаминов весь ассортимент делится на три группы: - Комплексы, содержащие около 150% от рекомендуемой нормы потребления (РНП) витаминов в сутки;
- Комплексы, в которых содержание витаминов приближается к рекомендуемой норме, то есть около 100% от РНП;
- Комплексы, содержащие от 30 до 50% от РНП витаминов.
Если говорить о фасовке, то витамины выпускаются в следующих вариациях: - Однотаблеточные (для детей часто жевательные). Бывает, что таблетки импортного производства состоят из двух-трех слоев, каждый из которых включает витамины, минеральные вещества и/или лакто– или бифидобактерии.
- ВМК, состоящие из различных фармакологических форм (таблетка+капсула). Таблетка содержит водорастворимые витамины и минеральные вещества. Мягкая желатиновая капсула включает жирорастворимые витамины в растительных маслах, что предотвращает контакт содержимого с воздухом и, соответственно, окисление.
- ВМК, состоящие из двух таблеток, одна из которых содержит только витамины (11 штук), а другая – минеральные вещества (8 соединений). Обе таблетки принимаются одновременно.
- ВМК, суточная доза которых представлена несколькими (от двух до шести) одинаковыми по массе (до 0,5 г) и составу таблетками или капсулами. Принимать их надо по одной-две штуки три раза в день. Таким образом, потребление витаминов и минеральных веществ в организме приблизится к рекомендуемой норме.
- ВМК, состоящие из двух, трех или даже четырех таблеток, разных по составу; каждая из них содержит как витамины, так и минеральные вещества. Полный суточный набор в таких комплексах распределяется между несколькими таблетками. Соответственно, пить их нужно по одной, с интервалом четыре-шесть часов, в течении дня.
Схема здорового будущего Сотрудники лаборатории витаминов и минеральных веществ Института питания РАМН провели двадцать обследований, в которых приняли участие 312 детей, как здоровых, так и больных. Они получали комплексы с различным процентным содержанием витаминов и минералов. О полученных выводах и разработанной на их основе схеме приема витаминов Вера Коденцова рассказала в своем выступлении на конференции «Питание детей и подростков в организованных коллективах» (апрель 2007 г.). Таблица Зависимость эффективности витаминно-минеральных комплексов, оцениваемой по содержанию витамина в крови и экскреции (выделению) с мочой, от дозы витаминов и срока приема ВМК детьми Суточная доза | Витамин | Повышение уровня в крови (P≤0,05) | Повышение экскреции с мочой (P≤0,05) | 50% РНП | C | 20 дней | 1,5 мес. | E | более 6 нед. | - | A | более 6 нед. | - | B2 | более 6 нед. | 2,5 мес. | B6 | более 6 нед. | - | 100% РНП | C | 10-14 дней | 1,5 мес. | E | 6 нед. | - | A | 6 нед. | - | B1 | - | более 1,5 мес. | B2 | 2,5-6 нед. | 1,5 мес. | B6 | более 2 нед. | более 1,5 мес. | 150-400% РНП | C | 10-14 дней | - | E | 6 нед. | - | B2 | 2,5-6 нед. | 1,5 мес. | Несмотря на то, сравнивать эффективность тех или иных ВМК довольно-таки трудно, поскольку они не идентичны по качественному и количественному составу, была выявлена твердая закономерность. Комплексы с 50-процентным содержанием лишь консервируют ситуацию с витаминами, не улучшая, но и не ухудшая ее; со 100-процентным – ликвидируют дефицит; со 150-процентным содержанием – приводят к полному насыщению организма витаминами. Ученые рекомендуют придерживаться такой схемы: три-четыре недели пить ВМК с повышенным процентным содержанием витаминов (от 100 до 300%), а уже потом перейти на поддерживающий курс – на комплексы с 30-50% от РНП, но принимать их постоянно. Виртуальная еда Сейчас практически у любого продукта для детей есть альтернатива в виде продукта обогащенного. Однако эффект зависит от уровня обогащения. Если порция содержит 10-20% от РНП, то эффект будет незначителен, в случае 30-50% от РНП он будет более ощутим. Специалисты лаборатории витаминов и минеральных веществ Института питания РАМН задались вопросом: велика ли вероятность возникновения передозировки витаминов и микронутриентов в случае питания только обогащенными продуктами, не опасно ли это для растущего организма? За основу для теоретических расчетов ученые взяли фактический рацион 30 детей. Затем в этом рационе обычные продукты условно заменили на обогащенные аналоги. Список получился обширным, в него вошли молоко, кисломолочные продукты, колбасные изделия, хлеб, каши быстрого приготовления, макаронные изделия, картофельное пюре быстрого приготовления, маргарин, кондитерские изделия (вафли, конфеты, пряники, печенье), сухие завтраки, напитки, соки, кисели. Оказалось, что содержание, например, кальция все равно не приблизилось к оптимуму, оставшись на уровне 60% от РНП; то же самое произошло с железом – его содержание составило 90% от уровня РНП. А вот по витаминам E, В12 превышение составило 30%, уровень же некоторых других витаминов и вовсе вырос в 2,5–3 раза. Конечно, полагают специалисты, в реальности такая замена маловероятна – слишком многих продуктов она должна коснуться. По сути, покупать обогащенные продукты или добавлять премиксы в готовые блюда – разницы нет. Просто в первом случае обогащение происходит в заводских условиях, а во втором – при готовке на пищеблоке, как правило, в организованных коллективах. Что касается совмещения всех трех способов, то на практике это едва ли достижимо. В идеале нужно следить за суммарной дозой витаминов, получаемых ребенком, чтобы она ненамного превышала 100% РНП. Можно принимать комплекс, содержащий 30-50% от РНП, плюс съедать один-два обогащенных продукта в день, резюмирует госпожа Коденцова. И норма будет достигнута! Список литературы: Коденцова В.М., Вржесинская О.А. «Витаминно-минеральные комплексы: соотношение доза–эффект» // Вопр. питания. – 2006. – №1. – С. 30-39. Коденцова В.М., Вржесинская О.А. «Витаминно-минеральные комплексы: типы, способы приема, эффективность» // Вопр. питания. – 2006. – Т.75, №5. – С. 34-44. Коденцова В.М., Вржесинская О.А. «Витаминно-минеральные комплексы: соотношение доза–эффект» // Вопр. дет. диетологии. – 2006. – Т. 4, №4. – С. 21.
|