Имя, продукт, имя! Прежде всего на упаковке (листе-вкладыше, ярлыке, пробке, наклейке или бирке) должно быть наименование продукта, написанное крупно и ярко, чтобы его было удобно читать всем без исключения. И обязательно на русском языке. Но самое главное: название должно полностью соответствовать содержимому упаковки. Написано: «Масло коровье сливочное» – значит, должно быть масло, а не маргарин. Далее должны идти отличительные характеристики продукта. Например: не просто «Сливки», а «Сливки питьевые стерилизованные». Если на продукте вы видите надпись: «Выращено с использованием только органических удобрений», или «без применения пестицидов», смело требуйте документ, этот факт подтверждающий! А вот надпись «экологически чистый» категорически не допускается. Почему – в законе не объясняется. Поэтому производители предпочитают этот пункт не замечать. Чтобы в случае чего было куда обратиться с большим человеческим спасибо, стандарт обязывает указывать на этикетке наименование и юридический адрес производителя. Основное место на этикетке обычно отводится товарному знаку (марке, бренду, логотипу), который позволяет быстро найти нужный продукт среди огромного ассортимента супермаркета. Если, конечно, такой знак имеется. Сколько в граммах? Чтобы мы знали, сколько съедобного счастья мы принесем из магазина домой, производитель обязан указывать на этикетке массу нетто (вес без упаковки) в граммах или килограммах; для жидких продуктов – объем в литрах или кубических сантиметрах. Но есть исключение: продукты, продающиеся поштучно или вразвес. В этом случае масса нетто или объем не указываются. Из чего же, из чего же?.. А теперь о самом важном – о том, из чего сделан продукт. Ищите слово «состав». Оно появляется на этикетке в том случае, если в продукте содержится более одного компонента. Все ингредиенты перечисляются в порядке уменьшения их доли. Причем если окажется, что какого-то компонента в готовом пищевом продукте менее 2 %, то стандарт разрешает не включать его в список. Хотя, например, для людей, чувствительных к арахису, опасность представляют даже его следы. Вот зарубежные покупатели давно научили производителей писать такие вещи на этикетках! Обязательной является подробная информация о пищевых добавках, которые применялись при изготовлении продукта или содержались в использованном сырье. При их перечислении производитель должен уточнять, к какой группе/классу добавки принадлежат. После группового наименования указывают индекс согласно Международной цифровой системе (INS) или Европейской цифровой системе (Е). Кстати, в последнее время литера «Е» стала вызывать у покупателей откровенный страх. Поэтому на многих упаковках «опасной» для производителей буквы «Е» больше нет! Ведь «лимонная кислота» выглядит куда миролюбивее, чем «ужасная» Е330. К сожалению, изготовителям разрешено не указывать на этикетке вещества и вспомогательные материалы, используемые для производства, но не входящие в готовый продукт. А если это хлор, которым иногда обрабатывают мясо птицы? Почему бы не предупредить потребителей, что на продукте, который мы считаем диетическим, могут быть следы хлора? Он ведь несъедобный. И уж конечно изготовители обязаны указывать, есть ли в продукте генетически модифицированные компоненты. Кстати, вокруг допустимых норм их содержания до сих пор ведутся ожесточенные споры. Жирный, еще жирнее Что еще надо искать на упаковке, оформленной в полном соответствии со стандартом? Информацию о пищевой ценности продукта, о его калорийности или энергетической ценности, о содержании белков, жиров, углеводов, витаминов, макро- и микроэлементов. До недавнего времени эта информация потребителю была мало интересна. Но сейчас – с ростом популярности здорового образа жизни – этим заинтересовались даже заядлые посетители McDonald’s. Остаться в живых Покупаете полуфабрикаты или концентраты? Смотрите, чтобы на коробке или пакете находились рекомендации по приготовлению готовых блюд. Потому что без такой информации правильное их использование нередко затруднено, а неверное приготовление может, как предостерегает стандарт, «нанести вред здоровью потребителя, его имуществу, привести к порче или неэффективному использованию продукта». Годен бессрочно? Конечно, ищите на упаковке дату годности, а также информацию об условиях и сроках хранения продукции, – все эти сведения изготовитель должен представить. Но есть пара проблем. Во-первых, иные даты просто невозможно разобрать. А во-вторых, понять разницу между сроком годности, сроком хранения, сроком реализации, датой изготовления и датой упаковывания без юридического образования невозможно. В отсутствие же ясности лучше брать те продукты, производитель которых не играет с покупателем в «угадайку». Размер не имеет значения Вся информация о продукте должна содержаться на единице «потребительской тары в удобном для прочтения месте». Небольшой размер упаковки не должен служить оправданием ни изготовителю, ни продавцу! Если места на упаковке мало, производитель обязан разместить данные на листе-вкладыше и прилагать его к каждой «единице индивидуальной или групповой потребительской тары». Если продукты не фасованы и их взвешивают, упаковывают при вас, то вся предусмотренная информация должна размещаться на листе-вкладыше, на ценнике или в торговом зале в непосредственной близости от продукта.
|