Инфаркты и инсульты от плохого питания
Питаться правильно, ориентируясь на российские этикетки, практически невозможно. На них нет существеннейшей информации о вредных и полезных компонентах продуктов, не говоря уже об их количестве. А это крайне важно для здорового питания и при составлении диет. Попробуйте найти 10 различий (рис.1) между оригинальной информацией о пищевой ценности итальянского печенья для европейцев (со всей подробной информацией) и для россиян (в виде жалкой нашлёпки на упаковке). Для европейцев приведены полезные и вредные компоненты и их дневные нормы потребления (вверху). Для россиян информация убогая и ошибочная: ешь сколько хочешь и гробь своё здоровье (внизу).
Нашим потребителям дозволено знать только сильно урезанный состав продукта и самую общую информацию о калорийности, белках, жирах и углеводах. Кстати, совсем неправильную — этим цифрам нельзя верить, они занижают количество жиров в 6 раз, а углеводов — в 4, представляя печенье чуть ли не диетическим продуктом. Но даже если бы всё было точно и честно, для составления диеты этого недостаточно — нужно знать не просто жиры и углеводы, указанные «до кучи», а распределение их на полезные и вредные. На оригинальной этикетке для европейцев это всё присутствует, причём для удобства цифры приведены не для абстрактных 100 граммов продукта, как у нас, а на одну порцию из трёх печений. Присмотритесь внимательно к количеству вредных насыщенных жиров: одна порция содержит их больше половины (53%) дневной нормы. Что это значит? Проглотив за один присест всего 6 таких печеньиц (это не очень много для нашего человека), россиянин превысит дневную норму по вредным жирам. Заодно примет почти 40% дневной нормы холестерина и сахара.
Эти показатели крайне важны для здоровых людей, старающихся питаться правильно, и жизненно важны для сердечников и диабетиков. Питаясь «по-нашенски», мы вредим своим сосудам. И неслучайно по смертности от инфарктов и инсультов Россия впереди планеты всей. В Европе и США это поняли и сделали информацию на этикетках понятной и полезной.
Больше других рискуют аллергики
Для страдающих аллергией на продуктах, продаваемых в России, нет никаких предупреждений. Конечно, человек с аллергией на сою вряд ли будет покупать сыр тофу или соевое молоко. Наверняка он уже в курсе, что может нарваться на сою в колбасных изделиях и мясных консервах и полуфабрикатах — в них белок этого растения часто присутствует не только явно, но и скрытно. Но ему угрожают ещё тысячи других продуктов с компонентами, полученными из сои. На этикетках об этом нет ни слова. Например, почти во всех хлебобулочных и кондитерских изделиях, в шоколаде, напитках, мороженом и ещё много где содержится лецитин. Обычно его указывают в составе продукта, но о происхождении умалчивают: очень часто используют соевый лецитин, который может вызвать приступ у аллергика. Чтобы предупредить таких людей, в США на продуктах обязательно пишут не просто «лецитин», как у нас, а «соевый лецитин». Чувствуете разницу? Кстати, именно так написано на итальянском печенье.
Прагматичные янки подсчитали, что 90% пищевых аллергий связаны с 8 самыми частыми аллергенами — молоком, яйцами, рыбой, морепродуктами (креветками, крабами, омарами и т. д.), древесными орехами (грецкими, миндальными, орехом пекан), пшеницей, арахисом и соей. И теперь, согласно американскому закону, информация о наличии этих продуктов и любых компонентов из них обязательно чётко и ясно приводится на этикетке (России такой закон тоже необходим, но об этом нет и речи).
Непросто живётся и нашим диабетикам. Сравните российскую и немецкую упаковки одинакового печенья для больных диабетом (рис. 2). Надпись «1 BE = 3 Stük», которую можно перевести как «1 хлебная единица (ХЕ) = 3 печенья», на русскоязычной этикетке отсутствует. Её неслучайно выделили красным, с помощью ХЕ рассчитывают количество съеденных углеводов и дозу инсулина. Представляете, какие расчёты должен произвести российский больной диабетом, чтобы правильно вколоть себе инсулин? Наверняка ошибётся. На большинстве российских продуктов для диабетиков информация о ХЕ отсутствует.
Вот тут-то и задаёшься вопросом: а есть ли смысл в нынешнем всероссийском «крестовом походе» за увеличение рождаемости в стране? Ну родится человечек, оторвётся от материнской груди и примется есть печенье, конфеты, колбаску, мороженое, которые постепенно будут вести его к аллергии и другим хроническим заболеваниям. И грамотные взрослые не помогут, ведь на этикетках либо врут, либо недоговаривают…
Кстати, самих производителей винить в этом бессмысленно. Они сообщают о том, о чём должны сообщать потребителю по закону. Другое дело, что законы наши этого самого потребителя практически не защищают.