Здесь вы найдете то, что вы ранее
и не знали о своем организме!
Медицинский портал МедВопрос Участник Премии Рунета 2008
на главную поиск карта сайта обратная связь
задай свой вопрос врачу
Поиск по вопросам
Энциклопедия
Статьи
Поиск по лекарствам
Логин: 
Пароль:   
Регистрация | Забыли пароль?
Медицинские учреждения
Медцентры МОСКВЫ
Справочная информация
Болезни
Диеты
Справочник лекарств
Лекарственные травы
Телефоны экстренной помощи
Справочник опасных продуктов
Сексологический словарь
Анатомия человека
Медицинский словарь
Медицинская энциклопедия
Страховые компании
Правовые вопросы
Детские болезни
Красота и здоровье
Салоны красоты и SPA
Фитнес-центры
Пластическая хирургия
Здоровое питание
Калькулятор расхода калорий
Астрология
Калькулятор беременности
Статьи, книги, программы
Медицинские статьи
Медицинские книги
Программы



Главная > Правовые вопросы > Приложение к приказу Комитета здравоохранения Правительства Москвы и Московского городского ФОМС от 4 января 2003 г. N 1/1



Приложение к приказу Комитета здравоохранения Правительства Москвы и Московского городского ФОМС от 4 января 2003 г. N 1/1

В Положении используются следующие сокращения:

  • Страховщик — страховая медицинская организация, зарегистрировавшая полис ОМС;
  • СМО — страховая медицинская организация, состоящая с медицинским учреждением в договорных отношениях по оплате медицинской помощи, предоставленной пациентам, застрахованным по ОМС в г.Москве;
  • Ответственная СМО — страховая медицинская организация, состоящая с медицинским учреждением в договорных отношениях по оплате медицинской помощи, предоставленной по программе ОМС пациентам, не имеющим полиса ОМС г.Москвы (иногородним гражданам, неидентифицированным пациентам);
  • Застрахованные — граждане, получившие в установленном порядке московский полис ОМС, и лица, имеющие право на получение медицинской помощи по программе ОМС в медицинских учреждениях г.Москвы, работающих в системе ОМС (иногородние граждане и неидентифицированные пациенты).

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», приказом Минздрава РФ и Федерального фонда ОМС от 24.10.96 N 363/77 «О совершенствовании контроля качества медицинской помощи населению Российской Федерации», Методическими рекомендациями Федерального фонда ОМС от 27.04.98 «Возмещение вреда (ущерба) застрахованным в случае оказания некачественной медицинской помощи в рамках программы обязательного медицинского страхования», Московской городской программой ОМС, Правилами обязательного медицинского страхования населения г.Москвы и иными правовыми актами и распорядительными документами, действующими в системе ОМС г.Москвы.

1.2. Положение устанавливает единые организационные и методические принципы медико-экономического контроля объемов и экспертизы качества медицинской помощи, осуществляемых в рамках вневедомственного контроля страховыми медицинскими организациями в соответствии с договорами на предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) по обязательному медицинскому страхованию.

1.3. Вневедомственный контроль объемов и качества медицинской помощи проводятся в целях:

  • защиты прав граждан, застрахованных по ОМС, на получение медицинской помощи необходимого объема и надлежащего качества в медицинских учреждениях, участвующих в реализации Московской городской программы ОМС;
  • обеспечения рационального использования средств обязательного медицинского страхования путем проверки достоверности информации в предъявленных к оплате счетах-фактурах;
  • обеспечения прав граждан на независимую экспертизу качества медицинской помощи при письменном обращении застрахованного, его родственников или судебных органов в страховую медицинскую организацию или МГФОМС.

1.4. Страховые медицинские организации при проведении медико-экономического контроля объемов и экспертизы качества медицинской помощи вправе:

  • устанавливать соответствие предъявленных к оплате счетов-фактур на пациентов за предоставленные медицинские услуги Московской городской программе ОМС, фактически оказанному объему медицинской помощи, ресурсным возможностям медицинского учреждения (оснащение, укомплектованность) на дату оказания услуги;
  • осуществлять контроль качества, обоснованности и своевременности оказания медицинской помощи застрахованным;
  • использовать результаты внутриведомственной экспертизы для решения вопроса об оплате медицинской помощи в целях обеспечения преемственности внутри- и вневедомственной медицинской экспертизы.

1.5. По результатам проведенного медико-экономического контроля объемов и экспертизы качества медицинской помощи страховые медицинские организации вправе:

  • применять к медицинскому учреждению штрафные санкции;
  • участвовать совместно с медицинскими учреждениями в устранении причин недостоверного учета медицинской помощи или оказания медицинской помощи ненадлежащего качества, в неполном объеме;
  • информировать органы управления здравоохранением и МГФОМС о выявленных в ходе экспертной работы недостатках в деятельности медицинских учреждений.

2. Специалисты, осуществляющие медико-экономический контроль объемов и экспертизу качества медицинской помощи

2.1. Медико-экономический контроль объемов и экспертиза качества медицинской помощи осуществляются:

  • специалистами (экспертами) экспертных подразделений страховых медицинских организаций, работающих в системе ОМС г.Москвы;
  • внештатными врачами-экспертами, привлекаемыми страховыми медицинскими организациями на договорной основе, имеющими сертификат специалиста и соответствующую доверенность.

2.2. Внештатный врач-эксперт может привлекаться к проведению экспертизы только по своей основной медицинской специальности.

2.3. Права, обязанности и ответственность экспертов страховых медицинских организаций и внештатных врачей-экспертов определены приказом Минздрава РФ и Федерального фонда ОМС от 24.10.96 N 363/77.

3. Организация и порядок проведения медико-экономического контроля объемов и экспертизы качества медицинской помощи

3.1. С целью обеспечения проведения в медицинском учреждении предварительного автоматического контроля реестров, счетов-фактур на пациентов и счета ЛПУ — до момента предъявления их на оплату в СМО (Ответственную СМО) — страховыми медицинскими организациями осуществляется своевременное обеспечение медицинских учреждений в соответствии со сроками, установленными договорами, действующими в системе ОМС между ЛПУ и СМО, МГФОМС и СМО:

  • распорядительными документами МГФОМС, регламентирующими порядок и правила приемки, автоматического контроля реестров и счетов-фактур на пациентов;
  • программно-прикладными комплексами либо очередными их версиями, обеспечивающими подготовку и проведение автоматического контроля медицинским учреждением реестров, счетов-фактур на пациентов, счета ЛПУ за оказанную медицинскую помощь в отчетном месяце.

3.2. Медицинское учреждение предъявляет к оплате СМО (Ответственной СМО) реестры и счета-фактуры на пациентов за отчетный месяц в срок, установленный договором на предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) по ОМС.

3.3. Медико-экономический контроль объемов и экспертиза качества медицинской помощи осуществляются путем проведения страховыми медицинскими организациями плановых и целевых экспертных проверок.

3.4. Плановый медико-экономический контроль реестров и счетов-фактур на пациентов проводится специалистами страховых медицинских организаций поэтапно.

3.4.1. Первый этап — автоматический и экспертный (по унифицированным правилам) контроль предъявленных медицинским учреждением к оплате реестров и счетов-фактур на пациентов проводится СМО (Ответственной СМО) в соответствии с распорядительными документами МГФОМС, устанавливающими:

  • правила формирования реестров пациентов и счетов-фактур на пациентов;
  • правила идентификации пациентов — в целях определения Страховщика, а в отношении иногородних граждан — фонда ОМС и страховой медицинской организации, застраховавших пациента на территории его постоянного места жительства;
  • порядок приемки СМО (Ответственной СМО) реестров пациентов и счетов-фактур на пациентов;
  • унифицированные правила экспертного контроля.

Результаты первого этапа планового медико-экономического контроля с указанием суммы счета медицинского учреждения, принятого СМО (Ответственной СМО) к оплате, оформляются «Актом приемки счета и медико-экономического контроля», подписанным полномочными представителями страховой медицинской организации и медицинского учреждения.

Оплата по счету медицинского учреждения производится на основании «Акта приемки счета и медико-экономического контроля» в срок, установленный договором на предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) по ОМС.

3.4.2. Второй этап планового медико-экономического контроля — выборочный контроль объемов медицинской помощи, принятых к оплате — проводится СМО (Ответственной СМО*) непосредственно в медицинском учреждении в присутствии его полномочных представителей не реже одного раза в течение трех, следующих за отчетным, месяцев.

Объем медико-экономической информации, требующей дополнительной проверки (в т.ч. по обращениям Страховщиков) в целях подтверждения достоверности представленных медицинским учреждением реестров и счетов-фактур на пациентов, определяет СМО (Ответственная СМО). При этом проверяется не менее 0,5% от объема оплаченных счетов на пациентов амбулаторно-поликлинических учреждений и не менее 1% счетов больничных учреждений (стационара).

Выборочный медико-экономический контроль объемов медицинской помощи проводится путем анализа первичной медицинской документации, электронной базы данных медицинского учреждения и электронных баз данных страховых медицинских организаций, сформированных по реестрам и счетам-фактурам на пациентов, получивших в отчетном месяце медицинскую помощь по ОМС (в т.ч. в разных медицинских учреждениях).

Результаты второго этапа медико-экономического контроля объемов медицинской помощи оформляются «Актом экспертного контроля» в 2-х экземплярах, подписанных полномочными представителями СМО (Ответственной СМО) и медицинского учреждения. Один экземпляр Акта остается у СМО (Ответственной СМО), второй — в медицинском учреждении.

Выявленные факты недостоверной информации в счетах-фактурах на пациентов, получивших медицинскую помощь в отчетном месяце, непредставление ЛПУ без объективных причин первичной медицинской документации, указанные в Акте, являются основаниями для удержания СМО (Ответственной СМО) соответствующей суммы при последующих взаиморасчетах с медицинским учреждением.

3.5. Экспертиза качества медицинской помощи, предоставленной пациентам, проводится (организуется) СМО (Ответственной СМО) по собственной инициативе или по письменному обращению:

  • застрахованных и их родственников;
  • Комитета здравоохранения Москвы;
  • МГФОМС, в т.ч. в связи с обращением ТФОМС;
  • Страхователей;
  • Страховщиков.

Экспертиза качества медицинской помощи проводится в присутствии представителей медицинского учреждения в срок, не превышающий трех лет от даты оказания медицинской помощи. При наличии мотивированных претензий ТФОМС по случаям оказания медицинской помощи иногородним гражданам по Московской городской программе ОМС, предъявленных в сроки осуществления межтерриториальных расчетов, экспертиза качества проводится Ответственной СМО в течение двух месяцев с момента получения обращения ТФОМС.

При проведении экспертизы качества медицинской помощи учитываются действующие в системе здравоохранения г.Москвы стандарты оказания медицинской помощи.

По результатам экспертизы качества медицинской помощи страховой медицинской организацией оформляется «Акт экспертной оценки качества медицинской помощи» в двух экземплярах, подписанных полномочными представителями страховой медицинской организации и медицинского учреждения. один экземпляр Акта остается у страховой медицинской организации, второй — в медицинском учреждении. Инициатору проведения экспертизы по его требованию представляется заключение, оформленное в установленном порядке и подписанное полномочными представителями страховой медицинской организации и медицинского учреждения.

Суммы денежных средств, подлежащие удержанию по Акту, учитываются при последующих взаиморасчетах СМО (Ответственной СМО) с медицинским учреждением.

3.6. Целевой медико-экономической контроль объемов и качества медицинской помощи осуществляется СМО (Ответственной СМО) по собственной инициативе, по письменному обращению Страховщика и МГФОМС с учетом действующих в системе здравоохранения г.Москвы стандартов оказания медицинской помощи.

При целевом медико-экономическом контроле объемов и качества медицинской помощи проводится оценка:

  • соответствия объемов и видов медицинской помощи (медицинских услуг) ресурсным возможностям медицинского учреждения в отчетном периоде (оснащенность, укомплектованность);
  • выполнения медицинских технологий, предусмотренных медицинскими стандартами;
  • адекватности лечебно-диагностических мероприятий (оптимальность выбора этапа и уровня оказания медицинской помощи и т.п.);
  • своевременности и обоснованности оказанной медицинской помощи;
  • достоверность предоставленной информации о медицинской деятельности лечебно-профилактического учреждения по ОМС.

Цели, объем выборки и глубина проверки определяются СМО (Ответственной СМО), в том числе в случае мотивированных отказов территориальных фондов ОМС в оплате счетов за медицинскую помощь, оказанную иногородним гражданам по Московской городской программе ОМС.

Целевой медико-экономический контроль проводится в срок, не превышающий трех лет от даты оказания медицинской помощи. При наличии мотивированных претензий ТФОМС по случаям оказания медицинской помощи иногородним гражданам по Московской городской программе ОМС, предъявленных в сроки осуществления межтерриториальных расчетов, целевой медико-экономический контроль проводится Ответственной СМО в течение двух месяцев с момента получения обращения ТФОМС.

По результатам проверки оформляется «Акт целевого медико-экономического контроля объемов и качества медицинской помощи» в 2-х экземплярах, подписанных полномочными представителями СМО (Ответственной СМО) и медицинского учреждения. Один экземпляр Акта остается у СМО (Ответственной СМО), второй — в медицинском учреждении. В случае проведения целевого контроля по обращению территориального фонда ОМС оформляется третий экземпляр, который предоставляется в МГФОМС (для направления в ТФОМС**).

Суммы денежных средств, подлежащие удержанию по Акту, учитываются при последующих взаиморасчетах СМО (Ответственной СМО) с медицинским учреждением.

3.7. Окончательные взаиморасчеты с медицинским учреждением за календарный год производятся СМО (Ответственной СМО), с учетом результатов:

  • планового медико-экономического контроля объемов медицинской помощи,
  • экспертизы качества медицинской помощи, предоставленной по ОМС,
  • целевого медико-экономического контроля объемов и качества медицинской помощи.

3.8. В целях совершенствования организации вневедомственного контроля объемов и качества медицинской помощи, экспертной деятельности страховые медицинские организации при выявлении системных дефектов учета и качества медицинской помощи в ЛПУ представляют в МГФОМС и Согласительную комиссию страховщиков соответствующую информацию в виде Справки о выявленных нарушениях с приложением копий Актов.

4. Порядок обжалования результатов медико-экономического контроля объемов и экспертизы качества медицинской помощи

4.1. Споры, возникшие в случае несогласия медицинского учреждения или Страховщика с результатами медико-экономического контроля объемов и экспертизы качества медицинской помощи, разрешаются с помощью переговоров либо путем создания комиссии из представителей сторон с привлечением, при необходимости, независимых экспертов.

4.2. Не разращение споров комиссией дает сторонам право обратиться:

  • в Городскую арбитражную экспертную комиссию;
  • с исковым заявлением в Арбитражный суд г.Москвы.

5. Применение санкций по результатам медико-экономического контроля объемов и экспертизы качества медицинской помощи

5.1. В соответствии с условиями договора на предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) по обязательному медицинскому страхованию СМО (Ответственная СМО) имеет право на применение к медицинскому учреждению штрафных санкций за следующие виды нарушений:

5.1.1. Невыполнение или ненадлежащее выполнение условий договора на предоставление лечебно-профилактической помощи по обязательному медицинскому страхованию; предъявление недостоверной информации о медицинской и финансовой деятельности по ОМС и расходовании средств ОМС.

5.1.2. Неоднократное включение в счет одной и той же медицинской услуги, незарегистрированной в медицинской документации; услуг, фактически не оказанных пациенту, не предусмотренных Московской городской программой ОМС и лицензий медицинского учреждения, а также манипуляций и процедур, не являющихся отдельно оплачиваемыми медицинскими услугами при принятом порядке оплате.

5.1.3. Оказание застрахованному медицинской помощи ненадлежащего качества:

  • невыполнение, несвоевременное или некачественное выполнение необходимых пациенту диагностических, лечебных, профилактических, реабилитационных мероприятий (исследования, консультации, операции, процедуры, манипуляции, трансфузии, медикаментозные назначения и т.д.);
  • необоснованное (без достаточных показаний или при наличии противопоказаний) проведение диагностических, лечебных, профилактических, реабилитационных мероприятий, приведшее к диагностической ошибке, выбору ошибочной тактики лечения, ухудшению состояния пациента, осложнению течения заболевания или удлинению сроков лечения.

5.1.4. Нарушения в работе медицинских учреждений, наносящие ущерб здоровью застрахованных, приведшие к заболеваниям (травмам, ожогам) и осложнениям, возникшим в период пребывания пациента в медицинском учреждении по вине медицинских работников, и потребовавшие оказания дополнительных медицинских услуг, в том числе:

  • внутрибольничное информирование, связанное с неправильными действиями медицинского персонала;
  • осложнения после медицинских манипуляций, процедур, операций, инструментальных вмешательств, трансфузий и т.д., связанные с дефектами их выполнения или недоучетом противопоказаний.

5.1.5. Преждевременное (с клинической точки зрения) прекращение лечения, приведшее к ухудшению состояния больного, развитию осложнения, обострению, утяжелению течения заболевания (кроме документально оформленных случаев прекращения лечения по инициативе пациента или его родственников), в том числе:

  • преждевременная выписка больного, повлекшая повторную госпитализацию, или удлинение периода реконвалесценции, или хронизацию заболевания, или другие неблагоприятные последствия;
  • преждевременное прекращение врачебного наблюдения в амбулаторных условиях и др.

5.1.6. Другие нарушения, ущемляющие права застрахованных, гарантированные статьей 30 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.

5.2. Применение СМО (Ответственной СМО) к медицинскому учреждению штрафных санкций по результатам «Экспертизы качества медицинской помощи» и «Целевого медико-экономического контроля объемов и качества медицинской помощи» является формой финансовой ответственности медицинского учреждения за неоднократное невыполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору на предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) по обязательному медицинскому страхованию.

5.3. Штрафные санкции применяются путем удержания с медицинского учреждения денежных средств при очередных расчетах СМО (Ответственной СМО) с медицинским учреждением. При этом, размер единовременного удержания с учетом суммы по актам экспертиз не должен превышать 25% от оплаты счета медицинского учреждения за медицинскую помощь, оказанную застрахованным по обязательному медицинскому страхованию.

5.4. Денежные средства, полученные СМО (Ответственной СМО) в результате применения к медицинскому учреждению штрафных санкций, подлежат учету и распределяются следующим образом:

  • 80% направляется в страховые резервы;
  • 20% используется на оплату расходов по ведению дела СМО (Ответственной СМО) и, в первую очередь, на организацию и проведение экспертизы качества медицинской помощи.

Не разрешается использовать эти средства на оплату труда персонала страховых медицинских организаций и медицинских учреждений.

6. Ответственность страховых медицинских организаций за осуществление медико-экономического контроля объемов медицинской помощи и экспертизы качества медицинской помощи

6.1. Страховые медицинские организации, состоящие с медицинскими учреждениями в договорных отношениях по ОМС, осуществляя медико-экономический контроль объемов и экспертизу качества медицинской помощи, предоставленной застрахованным, несут ответственность:

  • за организацию, эффективность и качество экспертной работы в соответствии с настоящим Положением;
  • за обоснованность применения к медицинскому учреждению штрафных санкций;
  • за соответствующий распорядительным документам МГФОМС учет средств, полученных в результате применения штрафных санкций, и их целевое использование.

6.2. Нарушения страховыми медицинскими организациями единых организационных и методических принципов проведения медико-экономического контроля объемов и экспертизы качества медицинской помощи, установленных настоящим Положением, могут служить для МГФОМС основанием для применения к страховым медицинским организациям штрафных санкций, размер и условия применения которых определены договором о финансировании обязательного медицинского страхования.

6.3. Финансовые претензии (штрафные санкции) МГФОМС к качеству и эффективности экспертной работы страховой медицинской организации могут предъявляться по результатам плановых или целевых проверок деятельности страховых медицинских организации, проводимых Контрольным управлением МГФОМС.

Примечание

* 1. СМО, принявшая на себя обязательства по оплате медицинской помощи, предоставленной по программе ОМС неидентифицированным пациентам, проводит медико-экономический контроль с учетом требований «Регламента взаимодействия ЗАО МСК «Икар» и ЛПУ по информационному обеспечению реестра неидентифицированных пациентов и взаиморасчетов за оказанную медицинскую помощь».

2. СМО, принявшая на себя обязательства по оплате медицинской помощи, предоставленной по программе ОМС иногородним гражданам, проводит медико-экономический контроль с учетом требований «Регламента приема и обработки в ЗАО СГ «Спасские ворота — М» информации по оказанной медицинской помощи иногородним гражданам, предоставляемой ЛПУ г.Москвы» и приказа ФОМС от 23.08.00 N 70.

** Для направления в ТФОМС оформляется «Акт медицинского экспертного контроля объемов медицинской помощи, оказанной иногородним пациентам» установленной формы.

Контекстная реклама Бегун
Заходите! Новейшие технологии в управлении Качеством и Производством!



Вопросы - Ответы
Аллерголог-Иммунолог
Альтернативная медицина
Беременность и роды
Болезни волос (трихология)
Венеролог
Гастроэнтеролог
Гинеколог
Гирудотерапия
Гомеопат
Дерматолог
Диетолог
Инфекционные заболевания
Кардиолог
Косметолог
Лечение бесплодия
ЛОР
Маммолог
Мануальный терапевт
Массажист
Нарколог
Невролог
Офтальмолог
Планирование семьи
Пластическая хирургия
Психиатр
Психолог
Разное
Ребенок
Сексопатолог
Стоматолог
Терапевт
Уролог
Фитнес-Инструктор
Флеболог
Хирург
Эндокринолог
       
О проекте | Предложение о сотрудничестве

МедВопрос © 2002 —2009
тел./факс: (495) 790-70-17 (многоканальный)
email: info@medvopros.com