Здесь вы найдете то, что вы ранее
и не знали о своем организме!
Медицинский портал МедВопрос Участник Премии Рунета 2008
на главную поиск карта сайта обратная связь
задай свой вопрос врачу
Поиск по вопросам
Энциклопедия
Статьи
Поиск по лекарствам
Логин: 
Пароль:   
Регистрация | Забыли пароль?
Медицинские учреждения
Медцентры МОСКВЫ
Справочная информация
Болезни
Диеты
Справочник лекарств
Лекарственные травы
Телефоны экстренной помощи
Справочник опасных продуктов
Сексологический словарь
Анатомия человека
Медицинский словарь
Медицинская энциклопедия
Страховые компании
Правовые вопросы
Детские болезни
Красота и здоровье
Салоны красоты и SPA
Фитнес-центры
Пластическая хирургия
Здоровое питание
Калькулятор расхода калорий
Астрология
Калькулятор беременности
Статьи, книги, программы
Медицинские статьи
Медицинские книги
Программы



Главная > Медицинские статьи > Организация здравоохранения > Проблемы защиты прав медицинских работников



Проблемы защиты прав медицинских работников

Николай Васильевич Кунгуров
Директор Уральского НИИ Дерматовенерологии и иммунопатологии
Член Координационного Совета Уральского округа по здравоохранению
Заслуженный врач Российской Федерации
Доктор медицинских наук, профессор

В 2002-2003 гг. в Российской Федерации значительно увеличилось число случаев привлечения медицинских работников к административной и уголовной ответственности. Увеличение количества жалоб и исковых заявлений со стороны пациентов и тенденция к их дальнейшему росту обусловлены не только и не столько ухудшением качества медицинской помощи, но и внедрением рыночных отношений в медицинскую практику, осознанием пациентами своих прав как субъекта правового государства, а также активизацией адвокатских контор и юристов, делающих бизнес на исках к лечебным учреждениям.

В соответствии с Федеральным законом «О защите прав потребителя» пациенты впервые получили право оценивать качество оказываемой медицинской услуги и предъявлять претензии вплоть до судебных исков, если они этим качеством не удовлетворены.

В 1999-2003г. только в территориальные фонды ОМС поступило свыше 4,5 миллионов заявлений и жалоб на некачественное предоставление медицинской помощи. Обоснованными признано лишь 58,7% жалоб, что свидетельствует не столько о беспочвенности претензий, сколько о  неспособности большинства населения правильно формулировать и обосновывать свои требования.

Основными причинами конфликтных ситуаций, претензий и исковых заявлений явились: ненадлежащее качество оказания медицинской помощи (необоснованное, без достаточных показаний или при наличии противопоказаний, проведение диагностических, лечебных, профилактических или реабилитационных мероприятий, приведшее к диагностической ошибке, выбору ошибочной тактики лечения, ухудшению состояния пациента, осложнению течения заболевания или удлинению сроков лечения; использование лечебных технологий, не предусмотренных отраслевыми стандартами); несоблюдение деонтологических принципов, отсутствие доверительных взаимоотношений с пациентом; недостатки в ведении первичной документации.

При возбуждении уголовного или гражданского процесса в качестве первичной выдвигается и подвергается комплексной проверке версия о врачебной ошибке и халатности.

Термин «врачебная ошибка» включает «действие или бездействие врача, которое способствовало или могло способствовать увеличению или неснижению риска  прогрессирования имеющегося у пациента заболевания, возникновению нового патологического процесса». Под халатностью в медицинской деятельности понимается недостаточное обследование или невыполнение специальных исследований; недостаточная организация лечебного процесса; несоблюдение действующих медицинских инструкций и приказов. До трети исковых заявлений и судебных решений в пользу пациента обусловлены недостатками при информировании пациентов. В Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993 указано, что «пациенту гарантировано право на добровольное и информированное согласие на медицинское вмешательство  и  на  отказ  от  медицинского  вмешательства».

В Письме Министерства здравоохранения РФ и Федерального фонда ОМС РФ № 5460/30-3 от 29.10.1999 г. дается разъяснение, что «информированное согласие (несогласие)» пациента подразумевает обязательность письменного оформления решения пациента на медицинское вмешательство в медицинской документации (история болезни, амбулаторная карта), которое заверяется подписью пациента (его законного представителя) и лечащим врачом. Информированное добровольное согласие пациента должно содержать обоснование лечения, т.е. прогноз течения болезни без этого вмешательства, предпосылки (клинико-лабораторные показания) для использования рекомендованного лечебного метода; основные ожидаемые результаты лечения и обсуждение тех моментов (сопутствующие заболевания, соблюдение больным режимных и специальных правил и т.д.), которые могут повлиять на результат; основные опасности лечения, включая вероятность, тяжесть и время проявления возможных побочных эффектов; обсуждение альтернативных лечебных методов.

При разбирательстве почти 70% исков очень остро вставал вопрос ненадлежащего ведения врачом первичной документации. Для российских судов пробелы в оформлении документации являются поводом для вынесения решений в пользу пациентов. Правильно же составленные врачебные записи могут служить доказательным подтверждением выполнения полного объема  необходимых манипуляций и информирования пациентов.

Примером таких записей могут служить приведенные ниже Бланк 1 (заполняемый при назначении лечения) и Бланк 2 (заполняемый при выписке пациента).

Таким образом, защите прав пациентов в России уделяется большое внимание. Однако, к сожалению, до настоящего времени нет действенной системы защиты прав медицинского работника.

Бланк 1

Бланк 2

Тезисы выступления на пресс-конференции "Правовые инструменты защиты профессиональной деятельности врача".
 



Вопросы - Ответы
Аллерголог-Иммунолог
Альтернативная медицина
Беременность и роды
Болезни волос (трихология)
Венеролог
Гастроэнтеролог
Гинеколог
Гирудотерапия
Гомеопат
Дерматолог
Диетолог
Инфекционные заболевания
Кардиолог
Косметолог
Лечение бесплодия
ЛОР
Маммолог
Мануальный терапевт
Массажист
Нарколог
Невролог
Офтальмолог
Планирование семьи
Пластическая хирургия
Психиатр
Психолог
Разное
Ребенок
Сексопатолог
Стоматолог
Терапевт
Уролог
Фитнес-Инструктор
Флеболог
Хирург
Эндокринолог
       
О проекте | Предложение о сотрудничестве

МедВопрос © 2002 —2009
тел./факс: (495) 790-70-17 (многоканальный)
email: info@medvopros.com