Здесь вы найдете то, что вы ранее
и не знали о своем организме!
Медицинский портал МедВопрос Участник Премии Рунета 2008
на главную поиск карта сайта обратная связь
задай свой вопрос врачу
Поиск по вопросам
Энциклопедия
Статьи
Поиск по лекарствам
Логин: 
Пароль:   
Регистрация | Забыли пароль?
Медицинские учреждения
Медцентры МОСКВЫ
Справочная информация
Болезни
Диеты
Справочник лекарств
Лекарственные травы
Телефоны экстренной помощи
Справочник опасных продуктов
Сексологический словарь
Анатомия человека
Медицинский словарь
Медицинская энциклопедия
Страховые компании
Правовые вопросы
Детские болезни
Красота и здоровье
Салоны красоты и SPA
Фитнес-центры
Пластическая хирургия
Здоровое питание
Калькулятор расхода калорий
Астрология
Калькулятор беременности
Статьи, книги, программы
Медицинские статьи
Медицинские книги
Программы



Главная > Медицинские статьи > Организация здравоохранения > Типология систем здравоохранения и организационно-правовое поле медицинских услуг



Типология систем здравоохранения и организационно-правовое поле медицинских услуг

Тогунов И.А.
Доктор медицинских наук, профессор кафедры БМИ Владимирского государственного университета

Оптимальное функционирование субъектов здравоохранения в поле общественных отношений, опирающихся на гуманистические ценности и современные правовые нормы, есть соответствии сущности и структуры здравоохранения, как системы условно обособленной, объективным реалиями определенной внешней среды, в условиях которой происходит жизнедеятельность этой системы.

Проще говоря, реформируемая, а тем более в перспективе окончательно сформированная, система здравоохранение в целом, составляющие ее субъекты и их отношения не должны входить в противоречия, как с общими конституционными основами государства, так и с конституционными гарантиями прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь. При возникновении и вскрытие таких возможных противоречий необходимо привести систему здравоохранения и, в частности, внешние и внутренние формы и отношения ее субъектов, в соответствие с основополагающими условиями общественной среды. В этом смысле, построение потребной модели здравоохранения является процессом в высокой степени активным, а свободное развитие такой системы становится в определенной степени регулируемом процессом.

Такое правовое регулирование форм и методов оказания медицинской помощи и предоставления медицинских услуг в соответствии с определенными основополагающими законодательными нормами, по существу должно отображать объективную сущность и современное состояние социально-экономической системы, обеспечивающей охрану здоровья населения. Концептуальное очерчивание такой системы, предание ей формы, соответствующей определенным целям, вскрытие и понимание объективной сущности – приближает становление новой парадигма здравоохранения и в тоже время предопределяет построение адекватной модели правовых характеристик.

В зависимости от правильности понимания современной сущности системы здравоохранения выстраивается логика ее правовых определений. В свою очередь, алогичность таких определений, связанная с наличием не снятых внутренних противоречий системы, указывает на то, что представленная сущность системы здравоохранения, ее возможные модели оказываются сами по себе противоречивыми и нелогичными.

Понимание сущности исследуемой системы здравоохранения как одной из социально-экономических структур государственного устройства, построении адекватных этому пониманию моделей, в том числе и правовой, важно не только с гносеологических позиций, но и является действенным механизмом формирования самой системы. Организационно-правовая среда активно формирует структуру и определяет сущность здравоохранения, как системы

Исследуя отечественную систему здравоохранения, функционирующую в реалиях социально-экономической трансформации общества и в условиях реально действующего правового поля, Найговзина Н.Б. и Ковалевский М.А. [1] вскрывают множество противоречий между действительной формой и сущностью самой системы здравоохранения и положениями текущего законодательства. Авторами не безрезультатно предпринимаются попытки снять эти противоречия, путем отказа от объектного и организационного подхода в определении здравоохранения. Предлагается следующее содержание понятия “система здравоохранения”: система здравоохранения – это система отношений, имеющих целью охрану здоровья человека, а ее современная форма в нашем государстве представляется как государственно-муниципальная (публичная) система здравоохранения Российской Федерации. По нашему убеждению, такой подход является прогрессивным шагом в сторону признания и обеспечения абсолютных приоритетов субъектов системы (врача и пациента). К сожалению, в дальнейшем авторами правовая модель системы строится и обосновывается, исходя не из сущности отношений, а из классического структурирования системы и представляется в форме определенных уровней (подсистем):

  • подсистемы здравоохранения федерального уровня,
  • подсистемы здравоохранения уровня субъектов Российской Федерации,
  • подсистемы здравоохранения уровня муниципальных образований.


Кроме того, авторы обособлено выделяют и исследуют систему обязательного медицинского страхования и деятельность частных учреждений здравоохранения. К сожалению, подобный методологический подход изначально представляет систему здравоохранения как структурированную по форме, а не по сущности и не позволяет снять множество противоречий при построении приемлемой логически цельной правовой модели.

Как показывает изучение литературных источников, опираясь на подобный принцип, заключающий в основе своей структурную, формообразующую сущность, строятся многие известные типологии систем здравоохранения.

Так M.G.Field [2] с точки зрения социально-политической структуры общества условно выделяет пять типов систем здравоохранения: 1) классическая (неупорядоченная), 2) плюралистическая, 3) страховая, 4) национальная, 5) социалистическая.

М.Фотаки [3] рассматривает современные системы здравоохранения, опираясь на категорию стран, отнесенных к различным уровням социального развития. Таким образом, выделяются следующие модели: 1) универсалистская (модель Бевериджа), 2) социального страхования (модель Бисмарка), 3) “южная модель” (Испания, Португалия, Греция и частично Италия), 4) институциональная или социал-демократическая “скандинавская модель”, 5) либеральная (остаточного социального обеспечения), 6) консервативная корпоративная (Япония), 7) латиноамериканская, 8) системы здравоохранения индустриальных государств Восточной Азии, 9) системы здравоохранения стран с переходной экономикой.

Ближе всего к сущности отношений в здравоохранении приближаются О.П.Щепин, В.Б.Филатов, Я.Д.Погорелов и др. [4], предлагая различать три основных типа систем здравоохранения: а) утилитарную, б) коммунотарную, в) либеральную, в соответствии с тем, как Г.Жаркович с соавторами [5] определяет общественные ценности “благополучного общества”.

По нашему мнению, в современном подходе к типологии систем здравоохранения, изначально должны преобладать правовые характеристики универсальных отношений врача и пациента, в свою очередь определенные фундаментальными (конституционными) свободами личности.

Адекватную этим свободам современную модель системы здравоохранения, описанную и заключенную в законодательную “оболочку”, необходимо строить исходя именно их такого принципиального подхода.

Путь же изначального поиска прогрессивных правовых определений в рамках консервативных форм системы здравоохранения и ее подсистем – неминуемо исследовательскую мысль приведет в тупик.

С точки зрения научной методологии не имеет значение, какая формализованная структурная единица сущности взаимоотношений врача и пациента, в наименьшей степени ограничивающая свободу личности, будет положена в основу модели системы здравоохранения. Важно то, чтобы конкретная форма таких взаимоотношений субъектов системы, с одной стороны, не нарушала конституционных прав любой личности, как гражданина и субъекта системы, с другой - позволила построить модель системы здравоохранения, как по форме, так и по содержанию отвечающую логике организационно-правовых аспектов, определенных либеральными сущностями.

Из многообразия форм и содержания отношений в системах здравоохранения предлагается взять за основу маркетинговые (либеральные) отношения субъектов системы и на основе этого попытаться представить типологию и правовые характеристики систем здравоохранения.

Такой подход, по нашему мнению, вполне закономерен и оправдан. Тем более, что он позволяет учесть, в частности, объективные реалии наполнения современной отечественной системы здравоохранения экономическими составляющими. Кроме того, в определенной степени обеспечивает исследования систем здравоохранения на основе разумного сочетания теоретического и практического опыта социальной гигиены и управления здравоохранением с научными основами маркетинга, новейшими информационными технологиями математического и экономического моделирования. Подобная интеграция является одним из возможных путей современных подходов к пониманию объективной сущности систем здравоохранения, разработке и применению новейших форм и методов в управлении (регулировании) такими системами.

Исходя из подобного подхода, предлагается следующая концептуальная типология моделей систем здравоохранения:

1. Натуральные (“примитивные”) модели системы здравоохранения – системы, характеризующиеся отсутствием, либо крайне низкой степенью правовой упорядоченности отношений врача и пациента;
2. Рыночные (маркетинговые) модели системы здравоохранения – системы, опирающиеся в своем функционировании и эволюции на объективные действия экономических и других общественных законов, определяющих целевые взаимодействия производителя и потребителя медицинских услуг;
3. Не рыночные (социалистические) модели системы здравоохранения – системы непроизводственного экономического принципа функционирования, в которых предоставления медицинской помощи обеспечивается тотальной ролью государства;
4. Модели системы здравоохранения смешанного типа – системы, сочетающие в себе как патерналистические отношения между врачом и пациентом, так и либеральную маркетинговую сущность таких взаимоотношений.

Предлагаемый типологический подход, прежде всего, позволяет заложить в основу функционирования всех возможных систем здравоохранения принцип свободы, охарактеризовать степень свободного развития во всех без исключения системах, а не только реализовать этот принцип в частных медицинских организациях. Кроме того, при подобном подходе снимаются определенные противоречия внешней обособленности системы здравоохранения, которое не разрешимы во взглядах на систему в рамках объектного и организационного подходов. Представляется возможным выстроить логическую систему организаций здравоохранения, отведя законную роль конкретным всевозможным формам предоставления медицинских услуг, таким как ведомственные организаций здравоохранения, система обязательного медицинского страхования и пр. И, наконец, с научных позиций методологически обосновывается роль государства в возможном установлении и прикладной реализации гарантий права на свободное получение бесплатной медицинской помощи.

Литература

1. Найговзина Н.Б. и Ковалевский М.А. Системы здравоохранеения в Российской Федерации: организационно-правовые аспекты. - М.: Классик-Консалдинг, 1999.
2. Field M.G. The Health System and Policy: a Contemporary American Dialectic // Sosial Science and Medicine, 1980. – V 14a, № 5. – H. 401.
3. Фотаки Марианна Сочетание общественного/государственного и частного в Российской системе здравоохранения в свете международного опыта // Сб. “Общественное и частное в здравоохранении и в медицинском страховании (состояние, проблемы, перспективы)” – М., - 1999. – С.8 –11
4. Фундаментальные основы политики здравоохранения. / Под ред. О.П.Щепина, М., 1999.
5. Вопросы политики в области здравоохранения в бывших социалистических странах. Стратегия улучшения систем здравоохранения в бывших социалистических странах. / Г.Жаркович с соавтр. –М.: Федеральный фонд ОМС, 1998.

Вопросы - Ответы
Аллерголог-Иммунолог
Альтернативная медицина
Беременность и роды
Болезни волос (трихология)
Венеролог
Гастроэнтеролог
Гинеколог
Гирудотерапия
Гомеопат
Дерматолог
Диетолог
Инфекционные заболевания
Кардиолог
Косметолог
Лечение бесплодия
ЛОР
Маммолог
Мануальный терапевт
Массажист
Нарколог
Невролог
Офтальмолог
Планирование семьи
Пластическая хирургия
Психиатр
Психолог
Разное
Ребенок
Сексопатолог
Стоматолог
Терапевт
Уролог
Фитнес-Инструктор
Флеболог
Хирург
Эндокринолог
       
О проекте | Предложение о сотрудничестве

МедВопрос © 2002 —2009
тел./факс: (495) 790-70-17 (многоканальный)
email: info@medvopros.com